Франчайзинг на юге стремительно набирает обороты

Франчайзинг на юге

На протяжении последнего года намечена стремительная тенденция в южных регионах связанная с освоением франчайзинговых услуг с новыми наработанными схемами в небольших населенных пунктах и городах, и при этом отмечается повышенное требование между сторонами при заключении договоров. Франчайзеры большое внимание уделяют строгого соблюдения всех прописанных в договорах этапов и стандартов.

Наибольшее распространение франчайзинговые схемы имеют в розничной торговле, сферах бытового обслуживания и в ресторанной отрасли. Рост строительной активности, происходящий в южном регионе привел к увеличению франшиз среди жителей южного региона, а Олимпиада в Сочи только дополнительно стимулировала рост на данный вид услуг. Но общая тенденция в этой отрасли не отличается от картины на всем внутреннем рынке. Развитие франчайзинга обязательно приводит к ужесточению требований между партнерами. Также можно отметить омоложение покупателей франшиз и увеличение освоения и развития услуг эконом-класса. Сегодня отмечается существенная активность в третьих и вторых городах областных центров.

По распространенному мнению экспертов прошлый год послужил толчком в сфере франчайзинга в посткризисный период. Сегодня инвесторы, ощущая неустойчивость мировой экономики, заняты поиском проектов, которые позволили бы им с наименьшими рисками вкладывать в бизнес свои денежные средства, а это привело к интересу франчайзинговых услуг. Хотя в летний период времени и намечен небольшой спад активности в этой отрасли.

Кроме того эксперты такое оживление на рынке франчайзинга в данном регионе объясняют тем фактором, что в период обострения кризиса и экономического спада очень многие компании были вынуждены закрыть свой бизнес. Те компании, которые уцелели, продолжили успешно данное направление, сразу занимая освободившиеся места, и после того, как прошел кризис, нарастили свои объемы. Особую популярность франчайзингу добавило и то, что компании, предпочитающие работать по франшизе в кризисный период оказались более жизнеспособными, чем те компании, которые на рынке действовали самостоятельно. Образцом такой успешной деятельности можно назвать деятельность «Российской Фитнес Группы» (сеть клубов «ФизКульт» и World Class). Даже в трудные кризисные времена они не закрывали ни одного проекта, и из десяти кризис пережили девять франчайзи. Даже в период острого кризиса «Росинтер Ресторантс Холдинг» и «Планета Гостеприимства» сумели открыть и развить деятельность двадцати пяти франчайзинговых ресторанов. Сеть Subway назвала период с 2008 по 2009 год периодом активного роста своей сети. Следует отметить, что такие активные компания не собираются замедлять темпы своего развития. Так сеть «Русской Фитнес Группы» в самом ближайшем времени планирует открытие клуба в городе Краснодар. «Планета Гостеприимства» планирует до конца нынешнего года увеличение числа франчайзинговых ресторанов с десяти имеющихся до пятнадцати, аналогичные достаточно активные планы имеют и «Росинтер» и Subway.

По мнению Олега Протопопова, являющегося региональным менеджером Subway по СКФО и ЮФО, основополагающим фактором ведущим к успеху в сфере франчайзинговых проектов является фактор появления на рынке недвижимости освобождающихся помещений, приводящий к снижению стоимости арендной платы, и поэтому девелоперы становятся более сговорчивыми. Аналогичная ситуация и с поставщиками продуктов питания. Конечно, не все так гладко, и имеются небольшие сложности, связанные с привлечением инвесторов, но беря во внимание относительное небольшие размеры инвестиций в сети Subway, это в конечном результате практически незаметно. В период экономического спада наблюдается возрастающий интерес к крупным и сильным предложениям на рынке франчайзинга, отмечается директором по франчайзингу акционерного общества «Росинтер Ресторантс» Алексеем Лоборевым. Бизнесмены, которые желали обеспечить безопасность своего бизнеса, согласны были свои средства, опыт и время инвестировать в успешные работающие модели.

Для предприятий, работающих по франшизе для выживания бизнеса, основным фактором является наличие разработанных четких уже работающих бизнес-моделей. Раньше многие предприниматели опирались на свою интуицию, таково мнение Юрия Михайличенко, исполнительного директора «Ассоциации франчайзинга России», именно поэтому им не удалось выжить во время кризиса и продолжать свое дело. Так «Гурман» (группа компаний), которая работает в Нижневартовске и Краснодарском крае под известным брендом KFC, абсолютно безболезненно смогла пережить кризисные годы. Руководство данной компании очень взвешено относилось к своему бизнесу и не раздувало расходную часть. А руководство компании видит успех еще и в том, что во время спада для покупателей имя бренда приобрело особое значение и обеспечило круг лояльной аудитории.

Президентом «Планеты Гостеприимства» Мерабом Бен-Эл Елашвили отмечается, что использование схемы франчайзинга позволяет значительно снизить издержки и возможные риски благодаря тому фактору, что потенциальные предприниматели не понаслышке знакомы с особенностями местного менталитета.

По мнению Анны Рождественской, руководителя отдела продаж франшиз консалтинговой компании «Франкон», среди общей тенденции, способствующей развитию франчайзинга, на сегодняшний день, следует отметить возрастающий интерес потенциальных инвесторов к проектам связанным со сферой услуг. Также отметается омоложение реальных покупателей франшиз и значительный рост эконом-франшиз в общем объеме рынка, а так же рост региональных франшиз. Развитие франчайзинга в южном регионе в своих общих чертах незначительно отличается от той динамики, которая происходит на всей территории нашей страны, где основной период роста обычно приходится на период октябрь-ноябрь. В южном регионе это еще связывают и с завершением курортного сезона и вполне понятным желанием инвестором иметь круглогодичный источник для заработков. Также не следует недооценивать и постоянно растущий интерес к Олимпиаде и значительный интерес франчайзеров к Сочи. Любой бренд желает иметь свое представительство в столице проведения Олимпиады. Южный тренд не обходится и без гостиничного строительства. Сейчас, уже построено и строится много гостиниц, а качество их необходимо значительно улучшать, поэтому они вынуждены будут перейти на франчайзинг. Помимо этого достаточно востребованными будут франчайзинговые схемы для развития инфраструктуры прибрежных зон. В прочих городах, скорее всего, будет проходить модернизация уже имеющихся мест стрит-ритейле.

Очень популярен франчайзинг в розничной торговле и в сфере услуг, именно здесь бренд и имя, определяющие стандарты и уровень обслуживания, играют значительную роль в привлечении клиентов. Именно за это франчайзи должны или платить определенный процент от продаж или же обязываются выполнять реализацию товара на определенную сумму. На первых этапах формирования бизнеса нужно выплачивать роялти, да и другие проблемы заполняют сознание франчайзи, а при этом еще и выручка недостаточно велика при высоких затратах. Но спустя время приходит понимание того, что все-таки бренд играет на вашей стороне, и именно благодаря ему идет выручка, и постепенно волнения прекращаются.

И как замечено управляющим партнером «Южного инновационно-консалтингового центра» Владиславом Варшавским, являющимся франчайзи такого продукта как 1С, франчайзи сами до определенной степени могут выполнять контроль своих расходов. Он отмечает что конечный объем вложений полностью зависит от запланированных расходов на рекламные мероприятия, материально-технической базы, затрат, связанных с организацией привлечения клиентов, и др. В этих вопросах в зависимости от своих возможностей каждый самостоятельно определяет уровень своих затрат.

Многих пугают высокие требования стандартов франчайзеров, при невыполнении которых приходится рассчитываться штрафами. Но если имеется опыт успешной работы в данной сфере бизнеса, то особых сложностей для соблюдения сторонами условий договора не должно возникать.

Игравые автомат вулканЮг России

По материалу Виктории Хановой. «Эксперт – Юг».