Франчайзинг в ожидании рецессии

Франчайзинг в ожидании рецесси

Снижение покупательской активности собственники франчайзинговых проектов отметили еще до введения экономических санкций и прихода отпускного сезона. Сегодня рынок франшиз подготавливается к сложному периоду — производится оптимизация бизнес-процессов, урезаются расходы компаний.

В августе Россия ввела запрет на ввоз некоторых групп импортных товаров. Участники рынка сошлись во мнении, что это усилит темпы инфляции и отрицательно повлияет на покупательский спрос. Снижение покупательской активности уже почувствовали некоторые владельцы франшиз. Кирилл Мартыненко, управляющий партнер ресторанной сети «Торро гриль», отметил сокращение потока в его заведениях в 2014 году на 2 процента. Аналогичную тенденцию заметил Игорь Кокоуров, владелец сети Harat’s Pub.

Александр КулевАлександр Кулев, руководитель отдела франчайзинга Atlantic

Если сравнивать с таким же периодом 2013 года, то во втором квартале текущего года продажи в нашей сети снизились на 7,3 процента. На падение доходов сильно влияет снижение трафика в торговых центрах. Крупные столичные ТЦ фиксируют сокращение потока покупателей на 10-12 процентов, а в регионах этот показатель еще выше.

Один из владельцев сети баров Killfish, Дмитрий Евсеев утверждает, что в некоторых областях страны, в которых расположены большие предприятия, затронутые кризисной ситуацией, сумма среднего чека уже уменьшилась. Негативный новостной фон, основными лейтмотивами которого является нестабильность в политике и экономике страны, удерживает потенциальных франчайзи от покупки бизнеса. К примеру, сеть Atlantic, развитие которой происходит только по франшизе, в прошлом году ежемесячно запускала две-три новых точки, а в этом — только по одной.

Atlantic

Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ (Российской ассоциации франчайзинга), полагает, что рост рынка франшиз по итогам текущего года составит примерно 10 процентов. В прошлом году этот показатель достиг 15 процентов. Потенциальные франчайзи предпочитают сейчас реальный бизнес. Повышенный спрос фиксируется на франшизах продукции, на которой покупатели не экономят даже во время кризиса. Это продовольственные товары, детская одежда, медицинские услуги.

Генеральный директор «Инвитро» Сергей Амбросов рассказал, что за восемь месяцев с начала этого года средний чек в его сети лабораторий вырос на 10 процентов, а посещаемость — на 20 процентов по сравнению с январем-августом 2013 года. Франшиза продавалась с динамикой на уровне 15 процентов. В этом году «Инвитро» успело открыть 45 новых лабораторий, что всего на одну точку меньше, чем в прошлом году.

Юрий Михайличенко считает, что большая часть сетей занялась повышением производительности труда и оптимизирует свои затраты. К примеру, «Инвитро» создало для небольших городов с численностью до 50 тысяч жителей специальный франчайзинговый проект. В таких городах обычно нет крупных сетевых медицинских учреждений, и конкуренция почти отсутствует.

По словам Сергея Амбросова, низкий уровень затрат позволяет франчайзи зарабатывать и развивать бизнес даже при маленькой посещаемости таких лабораторий. По такой схеме сегодня открывается примерно 20 процентов новых точек «Инвитро» и, по мнению генерального директора сети, это хороший показатель.

Сеть Atlantic снизила операционные издержки на 40 процентов благодаря тому, что сумела сэкономить на рекламе. Запланированные на имиджевую рекламную кампанию средства были направлены на поддержку розничной торговли — оформление витрин, распечатку POS-материалов, продвижение бренда в социальных сетях. Своим франчайзи Atlantic смягчила условия сотрудничества — платежи могут теперь разбиваться на несколько месяцев, остатки со склада можно продавать через аутлет, а при оформлении торговых точек использовать бюджетные варианты.

Экономический кризис может дать не так уж много преимуществ для потенциальных франчайзи, среди которых — снижение арендной платы. Александр Кулев отметил, что уже сегодня аренда площадей в ТЦ снизилась на 30 процентов. Во многих известных молах есть свободные точки и ритейлеры получили шанс для расширения своих сетей.

Инвитро

По материалам Коммерсант.ru.

Оставить комментарий