О выборе франшизы

Беспалов Сергей

Текст: Беспалов Сергей, директор по развитию «Harat’s Pub Russia»

По роду деятельности мне приходится общаться с людьми, которые собираются купить ту или иную франшизу. Идея этого текста родилась после того, как были проведены переговоры более чем с сотней потенциальных франчайзи, готовых покупать франшизу. Этим текстом я хотел показать разницу между теми или иными типами франшиз. А также хотел рассказать об особенностях именно франшизы Harat’spub.

Важное замечание – нет хороших или плохих франшиз – есть франшизы лучше или хуже подходящие к тем или иным условиям ведения бизнеса.

Самозанятость или оборот капитала?

Во-первых, хотелось бы разделить все франшизы, представленные на рынке, по размеру. Условно говоря, есть франшизы, которые организуют занятость для их владельца, а есть франшизы, оборачивающие его капитал. Организаторы «франшизных» выставок подсчитали, что до 80% всех посетителей выставки ищут франшизы стоимостью до 1,5 миллиона рублей. Фактически такие франшизы позволяют своим владельцам не столько оборачивать капиталы, сколько организовать малый бизнес с более высокой для себя лично оплатой труда. К такому типу франшиз обычно относятся франшизы в сфере услуг – мобильные мойки машин, финансовые услуги, клининг, детские шоу и т.д. Главная особенность этого типа франшиз состоит в том, что владельцу крайне трудно расширить свой малый бизнес в силу доступности этого вида бизнеса для конкурентов. Более того конкурентами легко могут стать и бывшие работники предприятия.

Франшизы, основанные на обороте сложнее скопировать, но и стоимость таких франшиз намного больше, чем 1,5 миллиона рублей. В России сейчас есть ряд франшиз, стоимость которых доходит до 30 и даже 50 миллионов рублей. Но у таких франшиз есть свои особенности.

Одежда и общепит

Судя по рекламе на сайтах-каталогах франшиз до 90% всех «дорогих» франшиз сосредоточены в двух отраслях – торговля одеждой и общепит. Рассмотрим некоторые особенности «одежных» франшиз. На первый взгляд бизнес простой и красивый. Но это на первый взгляд. Начнем с того, что часть таким франшиз имеет очень жесткие требования к помещениям – зачастую допускаются только помещения в торговых центрах. Во-вторых, имеются жесткие требования по ремонту помещений – в ряде случаев требуется брендирование помещения силами определенного подрядчика. Но самые важные особенности франшиз невозможно прописать в договоре – практика показывает, что финансовый результат франчайзи зависит от успешности созданной коллекции одежды и скорости ее доставки на рынок. Успешность коллекции влияет на то, сколько единиц одежды будет продано в высокий сезон, а сколько уйдет на распродажу. Согласитесь, финансовый результат в случае, если 60% коллекции продастся по высокой цене, а остальное уйдет на распродажу и в случае, если только 30% коллекции будет продано сразу – это два разных финансовых результата. И спрогнозировать эту ситуацию заранее невозможно.

Так же невозможно заранее определить логистические проблемы в бизнесе. Коллекцию отшивают в Китае и Вьетнаме, везут контейнерами, таможат, а в результате – ваша коллекция «осень-зима» пришла 1 октября, а у конкурентов – 15 сентября… Эта ситуация встречается достаточно часто. И серьезно влияет на финансовый результат франчайзи.

Такой разный общепит

Общепит – едва ли не самый разнообразный раздел в каталогах франшиз. Пиццерии, кофейни, кафе и рестораны самых разных кухонь, пивные рестораны и бары – выбор огромен. Но начнем с общих особенностей. Главной особенностью всех франшиз общепита является то, что будущий франчайзи (если он раньше не работал в общепите) как правило не представляет себе «проблемы персонала». Именно в общепите едва ли не самая высокая из всех отраслей экономики страны текучесть персонала. Что бы вы не открывали – маленькое «фудкордное» заведение или огромный сетевой ресторан – персонал станет вашей головной болью. Причин у этого явления несколько — начиная от общей демографической ситуации в стране, заканчивая отсутствием в тех или иных регионах центров подготовки персонала по специальностям общепита. К сожалению, избежать этой проблемы не удастся никому.

Фудкорд

Франшизы, предусматривающие размещение вашего заведения на фуд-корде, являются одними из самых популярных. В основном по трем причинам: более низкий уровень вложений в обустройство заведения, малое количество работающих и стабильный гостевой траффик. Однако самой большой особенностью такой франшизы является арендный договор с торговым центром, предоставляющим место на фуд-корде. Как правило, собственник заведения вносит в договор пункт, дающий ему широкие права по увеличению арендной платы. И далее франчайзи становится заложником этой ситуации: рассказы типа «мы работали год-два-три, а потом нас через аренду выжили» встречаются в сети интернет не так уж и редко.

Пиццерии

Одни из самых популярных франшиз. К особенностям можно отнести не самую высокую сумму инвестиций в бизнес, общую популярность формата на рынке. Финансовый результат сильно зависит от локации заведения и активности продвижения службы доставки – нередки случаи, когда заведение за счет доставки формирует до 100% выручки.

Кофейни

«Атмосферные» заведения. Кофейни имеют высокие требования к дизайну помещения, и также к закупу чая и кофе у заранее оговоренного поставщика. У этого типа заведений свои «отношения» с персоналом – многие просто не могут набрать персонал «из местных» и активно привлекают мигрантов. Справедливости ради скажу, что мигранты работают во всех типах заведений, но именно в кафе с их более высокой текучестью кадров чаще возникают проблемы в отношениях с гостями и контролирующими органами.

Пивные заведения

В первую очередь важно отметить, что все пивные заведения можно разделить по типу продаваемого в них пива – часть торгует пивом, сваренным на собственной пивоварне, часть – продает пиво сторонних поставщиков.

Пивные рестораны имеют несколько общих черт. Во-первых, практически все они располагаются в нежилых помещениях — вне зависимости от типа заведения в них присутствует так называемый «ночной трафик» – т.е. ситуация, когда гости активно приходят в заведение после 23:00. Во-вторых, в выручке значительная доля доходов формируется от продажи пива, и соответственно весь маркетинг заведения строится вокруг пивных продаж. Есть и различия. Например, пивоварни с собственным оборудованием обычно продают 3-4 сорта пива собственного производства, имеют более низкую стоимость кружки пива, обширное меню обычных блюд, большую площадь и количество посадочных мест, простую и крепкую мебель в зале. Как правило, в таких заведениях не делают акцент на другие напитки, главная задача – продать «свое» пиво, так как хранить его банально негде, а основная прибыль заведения делается именно на своем пиве.

Пабы же продают до 10 сортов разливного и практически неограниченное количество бутилированного и баночного пива, естественно, все это пиво – от сторонних поставщиков. Пабы имеют обширное меню более крепких алкогольных напитков (как правило, виски и коктейли на базе виски), имеют небольшую площадь, лаконичное меню, оригинальный и «богато» выглядящий интерьер помещений – например, в мебели часто присутствует дорогая «высокая» мебель – барные стулья и столы.

Есть пивные рестораны, так или иначе совмещающие оба этих формата: широкий ассортимент сортов разливного пива, стильный интерьер и большое количество посадочных мест.

Место Harat’s pub (Хэрат’с паб) среди других франшиз

Хотелось бы показать и отличие именно нашей франшизы от множества других. Во-первых – это паб. Мы работаем с пивом ведущих мировых брендов, причем примерно 70% проливаемого пива – это таможенное пиво, то есть пиво, сваренное лучшими мировыми пивоварнями, а не произведенное под лицензией в России или Белоруссии. Мы принципиально ушли от идеи работать со своими пивоварнями по нескольким причинам – невозможность прогнозировать трафик (последние две недели декабря и первые две недели января – попробуйте найти средний показатель работы пивоварни), проблемы с малым сроком хранения светлых сортов пива – около недели, традиционные проблемы с поиском персонала, обслуживающего пивоваренное оборудование.

Формат паба позволяет иметь минимальные постоянные издержки: по оплате труда, аренде помещения, по ремонту и аренде оборудования, расходных материалов. И однозначно, в пабе эти издержки в разы меньше, благодаря его формату минимального сервиса.

Наш формат позволяет получать хорошие цены на алкоголь от поставщиков – за счет федеральных контрактов, единых для всех пабов сети. От поставщиков мы получаем и маркетинговую поддержку, которую распространяем на все заведения сети.

В нашей сети широко развит обмен опытом между разными регионами, что позволяет франчайзи оптимизировать свой бизнес с учетом опыта разных регионов России. На нашем форуме обсуждают маркетинг, проблемы с персоналом, опыт удачных акций, опыт изменения меню и многое другое.

Мы так же нацеливаем наших франчайзи не на «взрослого жирного клиента» (хотя возможности работы с ним никто не отрицает и даже поощряет), а на молодую продвинутую аудиторию с высокой способностью копировать, перенимать, воспроизводить и рассказывать. Таким образом, мы очень быстро формируем в своих заведениях лояльную аудиторию.

Оставить комментарий