Франшиза «Макдональдс»

Макдоналдс

Торговая марка: Макдоналдс.

Торговая марка: «Макдональдс».
Вид деятельности: общественное питание.
Позиционирование: кафе быстрого питания для всей семьи с любым достатком, стандартизированная пища, для употребления которой не нужна посуда или столовые приборы, неизменные высокие стандарты качества обслуживания.

Компания McDonald’s, основанная в 1940 году, на текущий момент является крупнейшей в мире сетью ресторанов быстрого питания. Можно сказать, что «Макдональдс» положил начало индустрии фастфуда, преобразив своей деятельностью образ питания людей, а также ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Франшиза МакдональдсРабота по франчайзингу – один из факторов, сделавших «Макдональдс» номером один в мире. Так, в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы – около 50%. Можно сказать, что франшиза и McDonald’s – это синонимы в мире. Стратегия компании предусматривает наличие ее ресторанов везде, где они нужны клиентам.

В России первый ресторан сети был открыт в 1990 году на Пушкинской площади, собирая в первое время после открытия километровые очереди. На начало 2010 года в России насчитывалось 245 заведений под вывеской «Макдоналдс», в Украине – 67. До сих пор «Макдоналдс» на Пушкинской площади является самым посещаемым заведением сети в мире. Также в первой пятерке еще один ресторан в Москве и один в Киеве на Вокзальной площади. Количество клиентов в российских и украинских ресторанах корпорации по сравнению со среднемировым показателем крайне велико.

Дети в McDonald’sНа большинстве рынков мира сегмент фастфуда либо стабилен, либо уменьшается. McDonald’s — исключение: корпорация только увеличивает свою долю, тогда как большинство конкурентов теряют позиции. Россия в этом плане наиболее показательна – у вcех кризис, а «Макдоналдс» цветет и расширяется. В свете того, что компания на постсоветском пространстве не испытывает трудностей с географической экспансией и с прибыльностью (почти в любом ресторане сети очереди), франшизы «Макдоналдс» в России и Украине корпорация не продает.

В прессе неоднократно появлялись заявления президента «Макдоналдс-Россия», о том, что вот-вот, и у нас начнется развитие франчайзинга. Были озвучены планы старта программы в 2004 году, потом в 2008, но так ничего и не сдвинулось с мертвой точки. Причины промедлений назывались разные: и неправильный менталитет российских бизнесменов, которые обязательно уронят имидж брэнда, и несовершенство законодательства, не позволяющее юридически закрепить все условия, диктуемые сетью партнерам и т.д.

Франшиза МакдональдсПо собственным оценкам компании, «Макдональдс» в России занимает в общепите долю в 5-6%. Даже при немалых вложениях на открытие каждого заведения сети в размере 1-2 млн. долл., эти затраты окупаются за год. Ведь в нашей стране «Макдональдс» до сих пор считают ресторанами, и так как его продукцию едят у нас (при этом непременно ругая), так больше не едят нигде в мире. Очевидно, что пока необходимость в продаже франшиз у «Макдональдса» отсутствует. Зачем с кем-то делить прибыль! Когда рынок в определенной степени насытится и определенную долю на нем завоюют сильные конкуренты, к примеру, Burger King, тогда что-то изменится, и можно будет небольшому ресторатору из небольшого провинциального города, открыть золотую жилу под двумя золотыми арками на вывеске. Хотя нет, к тому времени уже не такую золотую.