
Если в развитых странах sms уже отошли на второй план, и к их помощи прибегают в редких случаях (когда все остальные варианты недоступны), то в развивающихся странах дела обстоят иначе. Количество владельцев телефонов и зона покрытия в этих регионах стремительно расширяется, а sms-сообщения становятся востребованным инструментом общения и обмена ценными советами для жителей сельской местности. Это послужило поводом для создания коммерческой социальной организации iShamba, которая дает советы фермерам по sms во всей Кении.
Пользователи могут подписаться на sms-сервис за 80 кенийских шиллингов в месяц — это примерно 0,84 долларов США. За эту достаточно небольшую сумму взамен можно получить еженедельный прогноз погоды, уровень рыночных цен на две любые зерновые культуры на двух ближайших рынках и два совета в области сельского хозяйства в зависимости от региона. Подписка также дает право безлимитного доступа к колл-центру iShamba, расположенному в Найроби, где работают специалисты-агрономы. Участники сервиса могут написать конкретный вопрос в sms-сообщении или позвонить в колл-центр напрямую. Квалифицированная консультация будет предоставлена практически сразу же с учетом региона, выращиваемой культуры и вида домашнего скота. В опции также входит возможность выбрать язык текстовой или устной консультации. Это может быть английский, суахили или один из четырех региональных языков.
Функционирование сервиса обеспечивает компания Mediae, которая также дает консультации в рамках телевизионного шоу Shamba Shape Up и национального радио-шоу. Но поскольку сельскохозяйственные проблемы часто специфичны для каждого региона, sms-сервис дает фермерам доступ к наиболее актуальной и полезной информации.
Похожие информационные аграрные сервисы существуют и в других развивающихся странах. Так, в Нью-Дели работает служба ответов LifeLines, куда местные фермеры могут отправлять текстовые или голосовые сообщения с интересующими их вопросами и получать на них ответы от некоммерческой организации OneWorld South Asia. Подобная практика может стать хорошим примером для других регионов мира и вдохновителем для создания разноплановых сервисов, которые позволяли бы за небольшую сумму советоваться с профессионалами своего дела. Например, уже есть компания Xprt из Калифорнии, которая предлагает своим пользователям бесплатные технические консультации по смартфону.