Ресторан «В темноте»

В темноте
Очертанья тают,
В темноте…

Строками этой песни хочется предварить рассказ об уникальном для Москвы ресторане «В темноте». Черный прямоугольник неспроста предваряет статью. Кроме этой черноты посетитель ресторана не видит больше ничего. Абсолютно ничего. Все на ощупь.

Ресторан «Dans le noir?» был открыт впервые в Париже в 1999 году. Это ресторан, где посетители едят в полной темноте, и их обслуживают незрячие официанты. Московский ресторан «В темноте?» — это франчайзинг ресторана «Dans le noir?». Открылся ресторан в ноябре 2006 года.

Концепция ресторана доказывает, что не видеть это не значит, не жить, это значит — жить по-другому не так, как привычно. Большинству посетителей ресторана интересна идея и абсолютно новый сенсорный опыт. Посетители ощущают то, что чувствуют слепые люди каждый день в своей повседневной жизни. Незрячий официант, профессиональный и внимательный, становится «видящим», а гость «слепым» на время обеда, который длится от 1,5 до 2-х часов.

Войдя в ресторан, попадаешь в освещенное помещение, где работники заведения объясняют суть данного опыта приема пищи в темноте. В верхней части ресторана выбираешь комплексное меню, подробности которого не разглашаются. Что будешь есть – не знаешь. Стоимость меню на одного человека 1700 рублей, что вкупе с отдельно стоящими напитками делает ресторан весьма дорогим. Как признается владелец ресторана, его площадь всего 350 квадратных метров, а оборот такой же, как у Новикова на тысяче.

Далее официанты проводят к темному залу, возле которого в камеры хранения сдаются ценные предметы и возможные источники света, а дамские сумочки отдаются официантам. В темный зал уже вводит слепой официант. Чтобы следовать за ним нужно перемещаться, положив руку впередиидущему на плечо.

Официант усаживает гостей за столы, рассказывает, где что лежит и инструктирует по поведению, а затем удаляется. Глаза пытаются приноровиться к темноте и увидеть хоть что-нибудь – бесполезно, кромешная тьма. Ощущение отсутствия мира или сужения его границ до закутка, где находится твой столик. От отсутствия видимых координат может начаться кружиться голова. Слегка.

Для уменьшения дискомфорта приходится перебрасываться шутками с окружающими. Периодически проходящий официант также разбавляет атмосферу юмором.

Процесс еды затягивается дольше обычного, но этого не замечаешь – полтора часа пролетают в момент.

В темнотеПользоваться ножом во «В темноте?» бесполезно, все равно не видно, чего им резать. Вилкой гоняешь еду по тарелке и пытаешься что-то подцепить. Не сразу, но получается, рефлекс работает. Кто-то «читерит» и помогает себе накинуть еду на вилку пальцами. Далее народ начинает обмениваться мыслями по поводу того, что же они съели, и приходит к выводу, что, что бы это ни оказалось, еда незатейливая. Что радует, условия еды поварами учтены, потому рыба абсолютно без костей, а креветки уже полностью очищены.

Выходя из темноты ресторана (все также гуськом за официантом вдоль обитых мягким материалом стен), долго привыкаешь к свету и радуешься краскам этого мира.

Оставшееся впечатление от ресторана: прилично заплатил, но не за еду, а за опыт и ощущения, которые того стоили.

Ресторан «В темноте?» открыт врачом-офтальмологом, профессором, доктором медицинских наук Игорем Медведевым в подвале многопрофильной клиники имени себя. Вначале доктора не волновало, будет ли ресторан пользоваться успехом: в любом случае в этом помещении работала бы столовая или кафетерий для персонала. Но неожиданно ресторан стал приносить прибыль, которая иногда превышает доход от основного бизнеса – клиники.

Вот что офтальмолог рассказывает об открытии «В темноте?»:
«Мы хотели сделать тематический ресторан – всё-таки здание клиники – и хотели назвать его «Доктор Чехов». Чехов, как и я, и врач, и писатель, и теннисист и, плюс ко всему, бабник. Думали: на первом этаже будет аптека «Доктор Чехов», наверху – библиотека «Доктор Чехов», а в подвале – ресторан. Но подготовка проекта шла вяло. Однажды друг показал мне небольшую заметку в «Ведомостях» о парижском ресторане, где люди едят в кромешной темноте, а обслуживают их слепые официанты. Я работал в клинике General Beau Vue в Швейцарии, немного говорю по-французски и вообще могу назвать себя франкофоном – обожаю всё французское. Залез в интернет, посмотрел – показалось интересно, на следующий день с женой полетел в Париж. Нашёл эту улицу Quincampoix, пришёл в ресторан, а там всё занято. Первый день занято, второй день занято, ходил, смотрел, не обманывают ли, правда это или нет? Попал только с третьей попытки на дополнительный сеанс. Потом сразу же разыскал хозяина, Эдуарда де Бролье, и пригласил его в Москву. Он приехал, сказал, что помещение подходит и подвал есть – можно оборудовать тёмный зал. Мы ударили по рукам и начали работать.»

Все деньги, которые приносит ресторан, доктор Медведев отдает на развитие футбола среди слепых. Собственно сам он и является Президентом учрежденной им Российской Федерации по футболу среди слепых и слабовидящих.

Хотя вроде бы «В темноте?» — это кусочек Европы в России, но некоторые местные особенности накладываются. Например, предварительно сданные сумочки работники заведения отдают только после оплаты счета. А надпись в туалете вообще возвращает в суровую действительность.

В темноте туалет

Вебсайт: www.v-temnote.ru.

Ваше мнение о бизнес-идее «Ресторан «В темноте»»?

2.5/5 (2)
Комментариев: 62
  1. Создается ощущение что на Западе, в Москве и Питере можно реализовать практически любую задумку. Эх, если бы еще и монетарные показатели расскывались…

    Думаю в целях безопасности там должны распологаться камеры с ИК-подсветкой. Мало ли что кому взбредет в голову… Могу предложить другую концепцию с похожей реализацией.

    В отличие от этой, где работает слепой персонал и ставятся социально-ориентированные цели, другая концепция может раскрывать идею «выключи все чувства для главного и насладись бесконечно вкусной едой». Этакие «Сны гурмана»… :)

  2. Интересно бы побывать в таком ресторане, испытать чувство слепоты. Хотя я наверное не сразу бы решилась навестить ресторан такого стиля…

  3. интересный ресторан,недавно прочитал и сходили с друзьями…не скажу что понравилось,т.к ощущения были неоднозначные,ощущаешь себя безпомощным…хочется хихикать и прикалываться,но с другой стороны неудобно,т.к. все таки там работают слепые люди и для них это работа ничем не отличается от повседневной жизни…а вот получить блюдо сюрприз — не зная понравилось…слава богу мне принесли что то похожее на курицу :)Наверное больше не пойду туда,но попробовать стоило.

  4. Интересно, что такую неординарную идею придумал врач, а не известный бизнесмен.

  5. ну в любом случае — это шанс найти работу незрячему человеку

  6. Согласен с тем что это работа для незрячих людей, но на мой взгляд ресторан не будет пользоваться большим успехом. В новинку можно сходить посмотреть, но чтобы быть постоянным клиентом это вряд ли.

  7. Я бы не рискнул, в темноте могут хрен знает чем накормить, тут при свете и то стараются всякую дрянь просунуть и когда невидно это уж точно будут потом проблемы.

  8. «постоянным клиентом это вряд ли»

    Во-во, поэтому и лучше изменить со временем концепцию (отказавшись от франшизы) на «наслаждение вкусом», а не «новый опыт — как можно есть в вслепую».

    Идея «наслаждение вкусом».

    «Когда заходит солнце и исчезают звезды, когда стихаем шум города и становятся незаметными запахи выхлопных газов автомобилей… Только тогда ты сможешь почувствовать все оттенки вкуса лучших шедевров нашего ресторана…».

    На первый ряд выходит не то что ты ешь в темноте (можно даже при свечах, но только чуть-чуть…), а то что тебе ничего не мешает расслабится и почувствовать всю палитру вкуса блюд.

    «Истинное наслаждение гурманов»

  9. Вы все правильно заметили, что это заведение не рассчитано на постоянных посетителей. Я туда сходил три дня назад и больше не пойду. Но, как выясняется, при уникальной концепции можно жить и на разовых посетителях. Я рассказал об опыте своим читателям и друзьям, поэтому будущих клиентов ресторану точно добавил. В Москве 15 млн. жителей + Подмосковье + туристы + город постоянно растет. Клиентов ресторану хватит без всяких перепозиционирований.

  10. Ну да, ну да… А тем кто тоже захотел такой открыть? Ведь кто-нибудь из рестораторов тоже захочет открыть похожий ресторан. И бизнес-схему строить иначе. Как ты заметил, город большой и всем хватит места под солнцем и луной :-)

  11. А не надо похожий открывать. Нужно столь же уникальный делать.

  12. Согласен, что уникальное больше привлекает внимание, оно ярче и смобытнее, да и создать/внедрить что-то уникальное для этого нужен талант и напористость — то за что можно гордится людям-«внедряторам». Однако не всегда нужна уникальность, как это не печально.

    Это не значит что я против уникальности, ни в коей мере! Я только за неё! Просто опыт общения с одной технологично-маркетинговой компанией, где подбирают исполнителей, в том числе и по личностным ценностям, говорит что для бизнеса любое решение может быть приемлемым. Главное — достижение цели, эффективность, гибкость и скорость опережения.

    Обратите внимание на рекламу. Как часто в ней используют одни и те же «фишки». Кто-то их обсасывает, кто-то иначе обыгрывает (например, показать гармонию через равновесие)… При этом у одних суть сообщения, позиционирование и ряд других параметров может быть разный, а методы визуализации похожие. Другие же тупо копируют форму, забывая о содержании.

    Как отличить уникальность в этом случае?! Прием, как форма реализации, уникален только первое время. Потом он становится одним из арсенала приемов. В итоге не всегда побеждает тот, кто был первый или тот, кто был сильнее, а тот, кто был гибче и большим запасом «изменчивости»… Такова жизнь, особенно в условиях постоянно переписываемой победителем истории.

    Мне нравится эта идея ресторана «В темноте», но я увидел в ней схему дегустации одного известного виски 12 летней выдержки (Джонни Уокер). Форма похожа, но суть (слепые, новый опыт) другая. С одной стороны эта идея уникальна, а с другой форма реализации её похожа на нечто уже применяемое.

    Какая идея сильнее? Эта, пока нет конкуренции со стороны ресторанов с похожей формой подачи, но другим смыслом (сообщением/позиционированием).

    Примеров уйма. Достаточно вспомнить «Apple» (наладонник был слишком «ранним», а интерфейс они позаимствовали у одного из директоров компании, по моему, «Ксерокс»).

  13. Вот заимствованием могут выступить гонки на инвалидных креслах. Типа картинга, но движущая сила — руки. Надо только организовать так, чтобы не саркастически это выглядело, а как опыт, дающий представление об инвалидности.
    Просто вариант…

  14. Меня в такой ресторан ни за что не заманишь. Темноты боюсь жутко.

  15. Даже из интереса я думаю каждый захочет побывать в таком ресторане.

  16. Марина, я нехочу побывать в таком ресторане мне кусок хлеба в горло не зайдет.

  17. Ресторан в темноте? Интересно)).Надо будет побывать в таком с девушкой! Интим, так сказать)

  18. Олег, там музыка играет? Или в пронзительной темноте слышно как кто-то тчательно пережевывает пишу?
    :))

  19. Там тихо звучит музыка. Просто чтобы темнота была не такой пугающей.

  20. Когда туда собираешся можно не красится ура.

Комментарии закрыты